ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа Практикума по русскому языку на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
Совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,
развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка
старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых
практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной
устной и письменной речи.
Задачи:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
освоениестилистическогомногообразияипрактическогоиспользованияхудожественно-выразительныхсредстврусскогоязыка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при написании сочинения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На практикум по русскому языку в 10 классе среднего общего образования в учебном плане отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Орфография. Орфография как система правил правописания.
Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление Ь для обозначения на письме мягкости и для обозначения грамматических
форм.
Состав слова. Морфемный анализ слова.
Основные способы образования слов. Международные образовательные элементы
Словообразовательный разбор слова. Работа со словарями.
Правописание гласных после шипящих и Ц.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных.
Правописание приставок. Гласные Ы – И после приставок на согласный.
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание гласных в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных.
Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода. Орфоэпические и морфологические нормы.
Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой.
Правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологические нормы
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен существительных и прилагательных.
Разряды числительных.Разряды местоимений.
Правописание суффиксов глаголов. Морфологические нормы.
Образование причастий. Краткие и полные страдательные причастия. Морфологические нормы. Правописание суффиксов причастий.
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.
Образование наречий. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния. Не- и ни- в наречиях. Слитное и раздельное
написание наречий.
Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз как служебная часть речи. Правописание союзов
Частицы, их разряды. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление
Междометие
Пунктуация. Пунктуация как система правил постановки знаков препинания.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.
Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
Уместное употребление в письменной речи вводных слов разных смысловых групп.
Пунктуационное выделение междометий: утвердительных, отрицательных, вопросительно – восклицательных слов (что, что ж, как же, что же).
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.
Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями ССП.
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставится тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями СПП.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической
конструкции.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Оформление на письме прямой речи и диалога.
Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте.
Связный текст как совокупность предложений.
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста.
Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Функциональные стили речи
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого изстилей, сфера использования. Типы речи.
Разговорный стиль речи. Его особенности.
Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.
Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональнойвыразительности.Жанрыпублицистическогостиля.
Научный стиль, его особенности.
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
Коммуникативная компетенция.
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое
оформление, грамотность)
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции
в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме.
Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение
орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
эстетическое отношение к миру;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных
ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки
прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка
и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного
языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
использовать в речи типы вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования
выразительных средств;
оформлять высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами
современного русского литературного языка.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого
результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из
жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тематикакурса
кол-во часов
1
Орфографические нормы
7
2
Пунктуационные нормы
4
3
Текст
4
4
Функционально-смысловые типы речи
5
5
Функциональные стили речи
6
6
Изобразительно-выразительные средства языка
3
7
Коммуникативная компетенция.
5
Всего
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема занятия
Дата
план
Дата
факт
I
Орфографические нормы
1.
Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской
орфографии:правописаниекорнейиприставок.
03.09
2.
Правописаниекорней.Безударныегласныекорня.
10.09
3.
Гласныеи,ыпослеприставок.
17.09
4.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний
исуффиксовглаголовиглагольныхформ.
24.09
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание
суффиксовразличныхчастей речи(кроме–Н-/-НН-);
01.10
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание
служебных слов.
08.10
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и
сочетанийслов.
15.10
5.
6.
7
II
Пунктуационные нормы
8.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные
случаи пунктуации.
22.10
9.
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях
соднородными членами,приобособленныхчленах;
05.11
10.
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями,грамматически
несвязаннымисчленамипредложения.
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с
разнымивидами связи.
11.
III
Текст
12.11
19.11
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостностьтекста.
26.11
13.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста.
Логико-смысловые отношения между частями микротекста.
03.12
14.
Средствасвязи предложений втексте.
10.12
15.
IV
Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационнаяобработкаписьменныхтекстовразличныхстилейи
жанров.
Функционально-смысловые типы речи.
16.
Функционально-смысловыетипыречи,их отличительныепризнаки.
17.
Повествование.
31.12
18.
Описание.
23.01
19.
Рассуждение.
30.01
20.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
06.02
V
Функциональные стили речи
21.
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого
изстилей, сфера использования. Типы речи.
13.02
22.
Разговорный стиль речи. Его особенности.
20.02
23.
Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение,
сфераиспользования,своеобразиелексики,синтаксисаи построениятекста.
27.02
Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной
выразительности. Жанры публицистического стиля.
06.03
25.
Научный стиль, его особенности.
13.03
26.
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении
стилятекста.
20.03
12.
24.
VI
Изобразительно-выразительные средства языка
17.12
24.12
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные
средствалексикиифразеологии.
03.04
28.
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
10.04
29.
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
17.04
27.
VII Коммуникативная компетенция
30.
Коммуникативный
уровень
выполнения
экзаменационной
работы.
Требованияк письменной работе выпускника (критерии содержания,
композиция, речевоеоформление,грамотность)
31
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура
письменнойэкзаменационной работы.
32
Формулировка проблем исходного текста. Видыпроблем. . Комментарий к
сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция.
Отражение авторской позиции в тексте. Аргументациясобственного мнения
по проблеме.
33
Формы аргументации. Правилаиспользования аргументов. Источники
аргументации. Смысловая цельность,речевая связность и
последовательность изложения. Логические ошибки,
иххарактеристикаипредупреждение.
24.04
15.05
22.05
29.05
34.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении
письменнойработы, их предупреждение. Точность и выразительность речи.
Соблюдениеорфографических, пунктуационных, языковых, речевых,
этических, фактологических норм.
30.05
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.
2.
3.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ
ЯЗЫКУ в 11 классе 2024 г;
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в
11 классе 2024 г;
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2024 г // Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для экспертов. ФИПИ. М., 2024.
2. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2024.
3. Дощинский Р.А., Цыбулько И.П. ЕГЭ-2024 Русский язык.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/
Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru